ООО Землепользователь обратилось в арбитражный суд требованием признать незаконным неоформление Департаментом земельных ресурсов г. Москвы выдать ненормативного правового акта об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, находящегося по адресу: Москва, Подсосенский переулок, владений _, строение 3, выраженного в письме от 04.06.2010 г. № 33-5ТРО-908/10-(0)-1, обязать Департамент земельных ресурсов выдать распоряжение об утверждении указанной схемы расположения земельного участка.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что основание для отказа в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, указанное Департаментом земельных ресурсов Москвы (далее также ДЗР), не предусмотрено действующим законодательством, а также на то, что строение, находящееся в собственности заявителя, расположено на земельном участке, не учтенном в государственном кадастре недвижимости. Обжалуемый отказ нарушает право общества как собственника недвижимости, расположенной на участке, на приватизацию вышеуказанного земельного участка в собственность землепользователя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по тем основаниям, которые он сообщил в исковом заявлении. Ответчик иск не признал, представил письменный отзыв на иск. Департамент земельных ресурсов города Москвы пояснил, что схема земельного участка не может быть им выдана, поскольку земельный участок сформирован. Ответчик заявил, что земельный участок сформирован.
Судом проверено и установлено, что установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок на оспаривание решения Землепользователем соблюден.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства и оценив их в совокупности, считает, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организация может обратиться в арбитражный суд с требованием признать ненормативный правовой акт недействительным, решение, действие (бездействия) государственного органа незаконным. Заявление может быть подано, если организация считает действие, решение, бездействие не соответствующим нормативному правовому акту и кроме того нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, влечет за собой иные препятствия для осуществления коммерческой деятельности. В соответствии со статьей 13 части 1-й Гражданского кодекса РФ, в соответствии с разъяснением Постановления Пленумов Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.1996г. № 6/8 пункт 6, судебный акт о признании ненормативного акта недействительным, выносится одновременно при несоответствии его закону и при нарушении указанным решением, действием или бездействием законных прав и охраняемых интересов заявителя соответствующих требований.
Следовательно, в круг подлежащих рассмотрению обстоятельств при рассмотрении данных дел входит проверка соответствия оспариваемого акта законодательству и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Из собранных арбитражным судом материалов дела следует следующее:
землепользователь является собственником здания площадью 1084,1 квадратных метров, находящегося по адресу: город Москва, Подсосенский переулок, дом _, строение 3, что подтверждается записью о государственной регистрацией права Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Москве № _______.
В целях приватизации в собственность землепользователь обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы 06.06.2007 года, подав заявление на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 756 квадратных метров, кадастровый номер 77:01:_, на котором расположено здание, находящееся в собственности землепользователя.
В течении более чем трех лет проходило оформление права собственности на земельный участок: подготовка документов, уточнение границ земельного участка и т.д.
В процессе подготовки документов для приобретения земельного участка в собственность землепользователь обратился 14.05.2010 г. в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о выдаче ненорамативного правового акта ДЗР об утверждении на кадастровой карте (плане) территории схемы расположения земельного участка.
04 июня 2010 года из Департамента земельных ресурсов было получено письмо за исх. № 33-5ТО-908/10-(0)-1 об отказе в предоставлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в связи с тем, что земельный участок, расположенный по адресу: Подсосенский пер., вл. _, стр. 3, сформирован, поставлен на кадастровый учет, на данный участок оформлен договор аренды земельного участка с коммерческой организацией У ИНК от 16.04.1997 г. № М-01-008473 для эксплуатации здания под офис сроком до 16.04.2046 г.
Из текста письма Департамента земельных ресурсов следовало, что для получения запрашиваемого ООО Землепользователь документа необходимо переоформить данный договор аренды земельного участка на ООО Землепользователь, для чего предоставить в Департамент земельных ресурсов города Москвы комплект документов для переоформления. И только после выполнения указанных рекомендаций ООО Землепользователь получить запрашиваемый документ. Считая отказ Департамента земельных ресурсов в предоставлении испрашиваемого документа незаконным и подлежащем отмене, ООО Землепользователь оспорил его в суде.
Из материалов арбитражного дела следует, что необходимость получения данного документа обозначена самим Департаментом земельных ресурсов в письме от 22.04.2010 г. № 33-5ТО-3306/9-(6)-1, где было указано о том, что границы запрашиваемых в собственность земельных участков по проекту межевания территории квартала накладываются на земельный участок, ранее поставленный на государственный кадастровый учет и оформленный в собственность города Москвы. В соответствии с п.п. 4.1. статьи 4 Приложения № 2 Постановления Правительства города Москвы № 411-ПП от 29.05.2007 г., отказ в выдаче документов, необходимых для оформления права собственности на земельные участки возможен в случаях:
- непредставления оформленных надлежащим образом документов,
- установленное в процессе правовой экспертизы документов отсутствие у заявителя установленных законодательством прав на получение испрашиваемого распоряжения;
- невозможность изготовления распоряжения в силу обстоятельств, ранее неизвестных при подаче заявления;
- отрицательное заключение органа исполнительной власти города Москвы, городской организации, а также экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) в соответствии федеральным и региональным законодательством;
- неоплата работ и услуг, выполняемых на платной основе или на безвозмездной основе с оплатой промежуточного согласования (экспертизы);
- основания, предусмотренные пп. 5.1, 11.2, 13.3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность".
Департамент земельных ресурсов не сослался в своем отказе ни на одно из оснований, указанных в Постановлении Правительства Москвы № 411-ПП от 29.05.2007 г.
Также, в соответствии с п. 5.1. Приложения 2 Постановления Правительства Москвы № 643-ПП от 30.06.2009 г. причинами отказа заявителю в выдаче запрашиваемого документа являются:
- выявленные нарушения условий договора аренды (задолженность по арендной плате и иные).
- неустранение заявителем причин, препятствующих подготовке документов в срок, указанный в уведомлении о приостановлении». По данным основаниям для отказа Департамент земельных ресурсов также не вправе отказывать в выдаче запрашиваемого документа, включая условие указанное в п. 5.1.7. «Выявление нарушения условий договора (задолженность по арендной плате и иные)», так как землепользователь не является стороной указанного в письме договора аренды земельного участка, при этом в данном письме не указано наличие задолженности землепользователя по данному договору.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящийся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм ООО Землепользователь вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. ООО Землепользователь были проведены действия по оформлению права собственности на земельный участок под приобретенным зданием. Согласно п. 13, п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка. Покупатель здания вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, находящиеся на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным кодексом.
Таким образом, ООО Землепользователь вправе в соответствии с указанными нормами оформить право аренды или собственности на земельный участок, находящийся под приобретенным зданием и необходимого для его использования, так как собственник недвижимого имущества имеет право на использование земельного участка, на котором расположено здание и необходимого для использования здания. Кроме того, согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории изготавливается и выдается уполномоченным органом в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
При этом заявителем в материалы дела представлено уведомление ФГУ Земельная кадастровая палата по Москве от 18.10.10 №77_ об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, из которого следует, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:01:_. В виду изложенного, довод ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:_ сформирован, судом отклоняется, поскольку не подтвержден документально.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующее в деле, должны доказать обстоятельства, которые по их мнению являются основаниями требований и возражений. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Согласно пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку ответчик не представил доказательств правомерности принятого решения, оформленного письмом от 04.06.2010 г. № 33-5ТРО-908/10-(0)-1, суд считает, что заявление ООО Землепользователь обосновано и подлежит удовлетворено. На основании вышеизложенного, суд считает, что указанные действия Департамента земельных ресурсов Москвы не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд также считает, что восстановить нарушенные права ООО Землепользователь возможно обязав Департамент земельных ресурсов города Москвы издать и выдать ООО Землепользователь распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, расположенного по адресу город Москва, Подсосенский переулок, владений _, строение 3.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика. Исходя из изложенного, на основании статей 2, 3, 8, 11, 12, 13, 522 ГК РФ, статей 33, 36 Земельного Кодекса РФ, и руководствуясь статей 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Земельному кодексу РФ, признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов Москвы в выдаче распоряжения об утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, расположенного по адресу город Москва, Подсосенский переулок, владений _, строение 3, выраженный в письме от 04.06.2010 г. № 33-5ТРО-908/10-(0)-1.
Обязать Департамент земельных ресурсов Москвы издать и выдать ООО Землепользователь распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, расположенного по адресу г. Москва, Подсосенский переулок, владений _, строение 3, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Департамента земельных ресурсов г.Москвы в пользу ООО Землепользователь расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. Возвратить ООО Землепользователь из федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. как излишне уплаченные.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.А.Б.
РЕКВИЗИТЫ РЕШЕНИЯ:
ПРИНЯТО АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ ГОРОДА МОСКВЫ
г. Москва
Дело № 10-120-440
Резолютивная часть решения объявлена 15.11.10г.
Полный текст решения изготовлен 19.11.10г.
Рассмотрено в составе: Судьи – Б.И.А.
Протокол ведет – секретарь Г.Л.О.
Рассмотрено в открытом судебном заседании
По иску (заявлению) ООО М к ответчику (заинтересованному лицу) Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании незаконным отказа в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и обязании предоставить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории
От истца (заявителя) адвокат Р.Е.И. дов. от 01.09.2010 г. б/н
От ответчика К.О.Т. доверенность от 25.12.2009 г. № 33-И-3033/9